МБДОУ детский сад № 27 ст. Новоминская
|
Из опыта работы музыкального руководителя Кохан С.Е." Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме""Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 Мастер – класс для воспитателей « Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме»
Музыкальный руководитель : КОХАН С.Е.
2014 г. Цель: Повышение профессионального уровня педагогов. Задачи: · Расширить репертуар игр для развития ритмических способностей воспитанников. · Показать возможности использования синтезатора на музыкальных занятиях и в индивидуальной работе с воспитанниками для развития ритмических способностей. Муз. рук - ль: Прошу внимания! Прошу вашего дружеского участия и понимания. Я мастер - класс сегодня покажу, Много интересного, поверьте, расскажу. Дети любят эти упражнения, Увлекут они и вас, вне всякого сомнения. Уважаемые коллеги! Сегодня я проведу мастер-класс на тему: «Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме», целью которого является повышение профессионального уровня педагогов. Я покажу приемы проведения музыкальных игр, способствующих развитию ритмических способностей. Игры с пением и музыкальным сопровождением являются одним из самых интересных и любимых видов деятельности у детей. С помощью этих игр можно не только доставлять малышам радость и удовольствие, но и решать различные педагогические задачи по развитию ритмических способностей. Даже если ребенок не станет профессиональным танцором или музыкантом, развитое чувство ритма поможет ему хорошо двигаться под музыку, координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит и артикуляция, плавность и чёткость речи. Любое занятие можно начать с какого-либо приветствия, например: Я здороваюсь везде Дома и на улице Даже «Здравствуй» говорю, Я знакомой курице. «Здравствуй солнце золотое, Здравствуй небо голубое, Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, маленький дубок, Здравствуй, утро, здравствуй, день, Нам здороваться не лень!» Такие игры проводятся как в сопровождении музыки, так и без неё. //Главной задачей является ритмичное исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями. Приветствия способствуют развитию речи и координации движений детей, а также созданию хорошего настроения// Следующая речевая игра прочитывается в разных ритмических вариантах. Первую строчку стихотворения я прочитаю сама, а вы внимательно слушайте ритм. Текст вы видите на экране. Шла весёлая собака. (стихотворение Н.Пикулевой) Шла весёлая собака, чики, брики, гав! А за ней бежали гуси, головы задрав. А за ними поросенок, чики, брики, хрю! Чики, брики, повтори-ка, что я говорю? Следующее прочтение этого же стихотворения предлагаю с другим ритмическим вариантом. И его уже можно прочитать, привлекая к индивидуальному прочтению. //Это упражнение способствует также и развитию слухового внимания, развитию дикции, артикуляции, активности и выдержки детей.// Следующую игру можно исполнить с помощью жестов. Какие жесты вы знаете? (хлопки, щелчки, шлепки, притопы, цоканье и др.) Также эту игру можно исполнять при помощи разнообразного материала. Это могут быть: различные музыкальные инструменты, бросовый материал. В этих играх очень удобно использовать потешки, где встречается диалог. Для игры нам необходимо поделиться на две группы. (Обращаюсь к 1-й группе) Вы проговариваете текст, который видите на экране, и озвучиваете палочками ритм потешки: послушайте как звучит ритм текста: «Дидили, дидили, где вы Машу видели?» (Обращаюсь ко 2-й группе) Ваша группа в ответ, свои слова озвучивает в ритме текста, но так, как вам подскажет ваше воображение. Или это будут жесты, или это будут бросовый материал, или инструменты. Дидили, дидили. (русская народная потешка) 1-я группа: Дидили, дидили, где вы Машу видели? Проговаривают текст и одновременно простукивают ритмический рисунок деревянными палочками. 2-я группа: Заглянули в огород – Маша пляшет у ворот. Проговаривают, затем «звучащими жестами» в этом ритме изображают, как Маша танцует (шлепки) 1-я группа: Дидили, дидили, где вы Катю видели? Здесь и далее 1-я группа выполняет те же действия, что и в начале потешки. 2-я группа: Заглянули в зелен сад – Катя щиплет виноград. Проговаривают текст, затем в этом ритме щёлкают пальцами, показывая, как Катя щиплет виноград. 1-я группа: Дидили, дидили, где вы Дуню видели? 2-я группа: Заглянули под крылец – грызёт Дуня огурец. В ритме хрустят жёсткой бумагой, изображая хруст огурца. 1-я группа: Дидили, дидили, Ваню вы не видели? 2-я группа: На полянке у колодца Ваня с курицей дерётся! На каждую сильную долю толкаются шутливо, изображая драку с курицей. Зазвучали жесты наши, А ведь так бывает Координацию движений, ритм В упражнениях развиваем. //Такие игры с использованием жестов собственного тела или бросового материала, а также игры на музыкальных инструментах позволяют детям глубже прочувствовать пульсацию музыки и её ритмический рисунок// Следующее задание называется: «Сочини песенку». Нужно прислушаться и подобрать текст, который подходит к заданному ритму (задаётся ритм 4 такта) При выполнении этого задания детям предлагается готовый текст или даже они могут сочинить его сами. У вас есть варианты текста. Подберите тот, который подходит к заданному ритму или же придумайте сами. Итак, сочиняем песенку. ти -ти-та, ти-ти-та. (листопад, листопад, листья кружат, летят) та-та-ти-ти-та. (какой Дед Мороз, нам елку принес!) ти-ти-ти, ти-ти-ти, та-та. (падает снег нам под ножки, падает снег на дорожку) ти-ти-ти-ти , та-та, ти-ти-ти-ти , та (ах, какой хороший, добрый Дед Мороз) ти-ти-ти, ти-ти-ти, ти-ти-ти, та (елочка-елка лесной аромат) ти-ти-та-та –та, ти-ти-та-та-та. (поросенок шел, пятачок нашел) //Эта игра способствует развитию умения самостоятельно придумывать песенку, прислушиваясь к разнообразному ритмическому аккомпанементу, развивает песенное творчество и как во всех играх – слуховое внимание.// При знакомстве детей с тембрами инструментов, можно использовать такой вид деятельности, как музицирование. Детям очень нравится музицировать на музыкальных инструментах. Если только свяжем мы музыку и слово, Захотим учить стихи снова мы и снова. Вы научитесь читать их с чувством, выражением. Впереди у вас, друзья, море достижений. Стихотворение «Прогулка в зимний лес» На фоне П. Чайковского «Январь» Вчера мы отправились с папой В сказочный, зимний лес. Деревья там в белом убранстве, Там сосны стоят до небес. Мы шли, затаив дыханье, Лишь снег под ногами скрипел: «Мешочек с крахмалом» И вдруг своей шапкою папа С сосульками ветку задел: Ложка с привязанными гвоздями или « музыка ветра», которую вешают над дверью. Смотрю я в небесную высь И этим снежинкам так рада! Мне, кажется, я услышала Мелодию снегопада: Фужеры, наполненные водой, металлофон или треугольник. Идем мы дальше и слышим – На дереве дятел стучит: Деревянные ложки. И, пролетая над нами, О чем-то сорока трещит: Трещотка. Мы видели белок на ветке: Скорлупки фисташек на деревянной ложке. Заметили зайцев следы. Наверно, от волка скрывались, Услышишь его, жди беды: Гудящая дудочка. Вот где-то хрустнула ветка: Разломить ветку. «Ты что, испугалась детка? Папа сказал: «Не робей – Вон тройка бежит лошадей» Колокольцы. Всю дорогу я, повернувшись, Все смотрела на сказочный лес. Как загадочен он и прекрасен, Сколько в нем еще скрыто чудес. //Элементарное музицирование, даёт возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с детьми, создавая условия для развития творческих способностей, развивает чувство ансамбля// Дорогостоящие музыкальные инструменты с успехом можно заменить самостоятельно изготовленными шумовыми и ударными музыкальными инструментами. ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Сказка о сбежавшей посуде» Творческие задания по музицированию способствуют развитию у детей умения озвучивать стихотворения, сказки, рассказы о явлениях природы, животных, птицах и др. Музыкально-дидактические игра «Передай ритм» направлена на развитие ритмического восприятия и музыкальной памяти. Встаньте друг за другом, положите руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему. Последний участник (стоящий впереди всех) «передаёт» ритм, хлопая в ладоши. //Массажируя спину партнера, эта игра способствует расслаблению и снятию усталости// Предлагаю вашему вниманию Пальчиковую игру «Паучина». Замечательная песенка из коллекции детского фольклора, в которой соединены оттенки сосредоточенности и игры, серьёзности и лёгкости, паутинности в движении. 1-й палец левой руки соедините со 2-м пальцем правой, затем наоборот. Вот так. (показ) Повторите за мной. Пау-паучина паутину сшил. (1-й палец левой руки соединить со 2-м пальцем правой, затем наоборот) Вдруг закапал дождик – паутину смыл. (щелкать пальцами, в конце фразы правой ладонью быстро скользнуть по левой) Вот и солнце вышло, стало подсыхать. (соединив ладони, поднять руки вверх, поворачивая их то в одну, то в другую сторону) Пау-паучина трудится опять. (быстро перебирая пальцами, постукивать подушечками) При последующем повторении игры соединяются большие пальцы со средним, безымянным и мизинцем. //Пальчиковые игры укрепляют мышцы пальцев и ладоней, что в свою очередь помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, а в дальнейшем и в письме. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память и речь// Все предложенные мной игры срабатывают на развитие ритмических способностей детей, позволяют развивать речь воспитанников и подготавливают их к учебной деятельности, а также воспитывают умение сопереживать, радоваться успехам друг друга, способствуют легче адаптироваться в социуме. А сейчас мне хотелось бы провести танцтерапию. Танец – игра с тарелочками «Часики» Вот и все, я закончила свой урок, И теперь мне пора подвести итог: Наша цель: развивать и воспитывать, И частичку души своей вкладывать. Если дети поют и танцуют, Музицируют или рисуют, Значит дети счастливее стали Им мы в этом чуть-чуть помогали. Если дети смеются, играют, С удовольствием зал посещают, Значит, трудимся мы не напрасно И профессия наша прекрасна! И обязательно помните, что наша память сохраняет 10% из того, что мы слышим 50% из того, что мы видим 90% из того, что мы делаем просто необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести действие. 26 января 2015 в 16:11
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.