МБДОУ детский сад № 27 ст. Новоминская

Из опыта работы музыкального руководителя Кохан С.Е." Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме""

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 27

Мастер – класс 

для воспитателей

« Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме»

 

Музыкальный руководитель : КОХАН С.Е.

 

2014 г.

Цель:  Повышение профессионального уровня педагогов.

Задачи:

· Расширить репертуар игр для развития ритмических способностей воспитанников.

· Показать возможности использования синтезатора на музыкальных занятиях и в индивидуальной работе с воспитанниками для развития ритмических способностей.

Муз. рук - ль:

Прошу внимания!

Прошу вашего дружеского участия и понимания.

Я мастер - класс сегодня покажу,

Много интересного, поверьте, расскажу.

Дети любят эти упражнения,

Увлекут они и вас, вне всякого сомнения.

Уважаемые  коллеги! Сегодня я проведу мастер-класс на тему: «Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме», целью которого является повышение профессионального уровня педагогов.

 Я покажу приемы проведения музыкальных игр, способствующих развитию ритмических способностей.

Игры с пением и музыкальным сопровождением являются одним из самых интересных и любимых видов деятельности у детей. С помощью этих игр можно не только доставлять малышам радость и удовольствие, но и решать различные педагогические задачи по развитию ритмических способностей.

 Даже если ребенок не станет профессиональным танцором или музыкантом, развитое чувство ритма поможет ему хорошо двигаться под музыку, координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит и артикуляция, плавность и чёткость речи. 

Любое занятие можно начать с какого-либо приветствия, например:

Я здороваюсь везде

Дома и на улице

Даже «Здравствуй» говорю,

Я знакомой курице.

«Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок,

Здравствуй, утро, здравствуй, день,

Нам здороваться не лень!»

Такие игры проводятся как в сопровождении музыки, так и без неё. //Главной задачей является ритмичное исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями. Приветствия способствуют развитию речи и координации движений детей, а также созданию хорошего настроения//

Следующая речевая игра прочитывается в разных ритмических вариантах.

Первую строчку стихотворения я прочитаю сама, а вы внимательно слушайте ритм. Текст вы видите на экране.

Шла весёлая собака.

 (стихотворение Н.Пикулевой)

Шла весёлая собака, чики, брики, гав!

А за ней бежали гуси, головы задрав.

А за ними поросенок, чики, брики, хрю!

Чики, брики, повтори-ка, что я говорю?

Следующее прочтение этого же стихотворения предлагаю с другим ритмическим вариантом. И его уже можно прочитать, привлекая к индивидуальному прочтению.

//Это упражнение способствует также и развитию слухового внимания, развитию дикции, артикуляции, активности и выдержки детей.//

Следующую игру можно исполнить с помощью жестов.

Какие жесты вы знаете?  (хлопки, щелчки, шлепки, притопы, цоканье и др.)

Также эту игру можно исполнять при помощи разнообразного материала. Это могут быть: различные музыкальные инструменты, бросовый материал. В этих играх очень удобно использовать потешки, где встречается диалог. 

Для игры нам необходимо поделиться на две группы.

 (Обращаюсь к 1-й группе) Вы  проговариваете текст, который видите на экране, и озвучиваете палочками ритм потешки: послушайте как звучит ритм текста: «Дидили, дидили, где вы Машу видели?»

 (Обращаюсь ко 2-й группе) Ваша группа в ответ, свои слова озвучивает в ритме текста, но так, как вам подскажет ваше воображение. Или это будут жесты, или это будут бросовый материал, или инструменты.

Дидили, дидили.

(русская народная потешка)

1-я группа:

Дидили, дидили, где вы Машу видели?

Проговаривают текст и одновременно простукивают ритмический рисунок деревянными палочками.

2-я группа:

Заглянули в огород – Маша пляшет у ворот.

Проговаривают, затем «звучащими жестами» в этом ритме изображают, как Маша танцует (шлепки)

1-я группа:

Дидили, дидили, где вы Катю видели?

Здесь и далее 1-я группа выполняет те же действия, что и в начале потешки.

2-я группа:

Заглянули в зелен сад – Катя щиплет виноград.

Проговаривают текст, затем в этом ритме щёлкают пальцами, показывая, как Катя щиплет виноград.

1-я группа:

Дидили, дидили, где вы Дуню видели?

2-я группа:

Заглянули под крылец – грызёт Дуня огурец.

В ритме хрустят жёсткой бумагой, изображая хруст огурца.

1-я группа:

Дидили, дидили, Ваню вы не видели?

2-я группа:

На полянке у колодца Ваня с курицей дерётся!

На каждую сильную долю толкаются шутливо, изображая драку с курицей.

Зазвучали жесты наши,

А ведь так бывает

Координацию движений, ритм

В упражнениях развиваем.

//Такие игры с использованием жестов собственного тела или бросового материала, а также игры на музыкальных инструментах позволяют детям глубже прочувствовать пульсацию музыки и её ритмический рисунок//

Следующее задание называется: «Сочини песенку».

Нужно прислушаться и подобрать текст, который подходит к заданному ритму (задаётся ритм 4 такта)

При выполнении этого задания детям предлагается готовый текст или даже они могут сочинить его сами.

У вас есть варианты текста. Подберите тот, который подходит к заданному ритму или же придумайте сами. Итак, сочиняем песенку.

ти -ти-та, ти-ти-та. (листопад, листопад, листья кружат, летят)

 та-та-ти-ти-та. (какой Дед Мороз, нам елку принес!)

 ти-ти-ти, ти-ти-ти, та-та. (падает снег нам под ножки, падает снег на дорожку)

 ти-ти-ти-ти , та-та, ти-ти-ти-ти , та (ах, какой хороший, добрый Дед Мороз)

ти-ти-ти, ти-ти-ти, ти-ти-ти, та (елочка-елка лесной аромат)

ти-ти-та-та –та, ти-ти-та-та-та. (поросенок шел, пятачок нашел)

//Эта игра способствует развитию  умения самостоятельно придумывать песенку, прислушиваясь к разнообразному ритмическому аккомпанементу, развивает песенное творчество и как во всех играх – слуховое внимание.// 

При знакомстве детей с тембрами инструментов, можно использовать такой вид деятельности, как музицирование. Детям очень нравится музицировать на музыкальных инструментах.

Если только свяжем мы музыку и слово,

Захотим учить стихи снова мы и снова.

Вы научитесь читать их с чувством, выражением.

Впереди у вас, друзья, море достижений.

Стихотворение «Прогулка в зимний лес»

На фоне П. Чайковского «Январь»

Вчера мы отправились с папой

В сказочный, зимний лес.

Деревья там в белом убранстве,

Там сосны стоят до небес.

Мы шли, затаив дыханье,

Лишь снег под ногами скрипел:

«Мешочек с крахмалом»

И вдруг своей шапкою папа

С сосульками ветку задел:

Ложка с привязанными гвоздями или « музыка ветра», которую вешают над дверью.

Смотрю я в небесную высь

И этим снежинкам так рада!

Мне, кажется, я услышала

Мелодию снегопада:

Фужеры, наполненные водой, металлофон или треугольник.

Идем мы дальше и слышим –

На дереве дятел стучит:

Деревянные ложки.

И, пролетая над нами,

О чем-то сорока трещит:

Трещотка.

Мы видели белок на ветке:

Скорлупки фисташек на деревянной ложке.

Заметили зайцев следы.

Наверно, от волка скрывались,

Услышишь его, жди беды:

Гудящая дудочка.

Вот где-то хрустнула ветка:

Разломить ветку.

«Ты что, испугалась детка?

Папа сказал: «Не робей –

Вон тройка бежит лошадей»

Колокольцы.

Всю дорогу я, повернувшись,

Все смотрела на сказочный лес.

Как загадочен он и прекрасен,

Сколько в нем еще скрыто чудес.

//Элементарное музицирование, даёт возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с детьми, создавая условия для развития творческих способностей, развивает чувство ансамбля// Дорогостоящие музыкальные инструменты с успехом можно заменить самостоятельно изготовленными шумовыми и ударными музыкальными инструментами.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ  «Сказка о  сбежавшей посуде»

Творческие задания по музицированию способствуют развитию у детей умения озвучивать стихотворения, сказки, рассказы о явлениях природы, животных, птицах и др.

Музыкально-дидактические игра «Передай ритм» направлена на развитие ритмического восприятия и музыкальной памяти.

 Встаньте друг за другом, положите руки на плечи впереди стоящего.

Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему. Последний участник (стоящий впереди всех) «передаёт» ритм, хлопая в ладоши.

//Массажируя спину партнера, эта игра способствует расслаблению и снятию усталости// 

Предлагаю вашему вниманию Пальчиковую игру «Паучина». Замечательная песенка из коллекции детского фольклора, в которой соединены оттенки сосредоточенности и игры, серьёзности и лёгкости, паутинности в движении.

1-й палец левой руки соедините со 2-м пальцем правой, затем наоборот. Вот так. (показ) Повторите за мной.

Пау-паучина паутину сшил. (1-й палец левой руки соединить со 2-м пальцем правой, затем наоборот)

Вдруг закапал дождик – паутину смыл. (щелкать пальцами, в конце фразы правой ладонью быстро скользнуть по левой)

Вот и солнце вышло, стало подсыхать. (соединив ладони, поднять руки вверх, поворачивая их то в одну, то в другую сторону)

Пау-паучина трудится опять. (быстро перебирая пальцами, постукивать подушечками)

При последующем повторении игры соединяются большие пальцы со средним, безымянным и мизинцем.

//Пальчиковые игры укрепляют мышцы пальцев и ладоней, что в свою очередь помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, а в дальнейшем и в письме. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память и речь//

Все предложенные мной игры срабатывают на развитие ритмических способностей детей, позволяют развивать речь воспитанников и  подго­тавливают их к учебной деятельности, а также воспитывают умение сопереживать, радоваться успехам друг друга, способствуют легче адаптироваться в социуме.

А сейчас мне хотелось бы провести танцтерапию.

 Танец – игра  с тарелочками  «Часики»

Вот и все, я закончила свой урок,

И теперь мне пора подвести итог:

Наша цель: развивать и воспитывать,

И частичку души своей вкладывать.

Если дети поют и танцуют,

Музицируют или рисуют,

Значит дети счастливее стали

Им мы в этом чуть-чуть помогали.

Если дети смеются, играют,

С удовольствием зал посещают,

Значит, трудимся мы не напрасно

И профессия наша прекрасна!

И обязательно помните, что наша память сохраняет

10% из того, что мы слышим

50% из того, что мы видим

90% из того, что мы делаем

просто необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести действие.

26 января 2015 в 16:11

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.